25.11.2013
Эксперты рынка вместе с представителями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей обсудили за круглым столом ситуацию с выходом России из системы МДП: прогнозировать рано, но отечественным автоперевозчикам уже «не сладко». Мероприятие проходило в конференц-зале инвестиционной компании «AVS Group».
Россия выходит из системы международных дорожных перевозок МДП (TIR): транзит по новым правилам уже действует на юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Центральном регионе. С 19 ноября они также начали действовать на таможенных постах с Прибалтикой и Финляндией, на остальных таможнях его введут до 1 декабря текущего года.
Теперь для легитимного ввоза на таможенную территорию РФ, которая одновременно является территорией Таможенного союза, всем иностранным перевозчикам необходимо применять новые способы обеспечения транзита, порой существенно превышающие прежние затраты от использовавшихся прежде книжек МДП.
Александр Трахтенберг, руководитель комиссии по транспортной логистике комитета по транспорту Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:
Российские таможенники по факту уже работают по новым правилам в большинстве регионов страны, на остальных таможнях они вводятся до 1 декабря. Только на российских таможнях в качестве обеспечения соблюдения таможенного транзита отныне принимаются поручительство, банковская гарантия, денежный залог, имущественный залог или предварительное декларирование с получением таможенного сертификата. Одним словом, дорогостоящий пакет документов — вместо одной книжки МДП (документа таможенного транзита, используемого для подтверждения международной гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов на товары, перевозимые по процедуре МПД). Как показал опыт первых месяцев работы, новые способы обеспечения транзита существенно превышают прежние затраты (от использовавшихся ранее) и увеличивают сроки прохождения грузов. Между тем, новые правила Федеральной Таможенной службы не соответствует международным юридическим нормам и интересам российских предпринимателей, а следовательно, экономической безопасности нашей страны. Могут ли уральские промышленники и предприниматели повлиять на ситуацию? И не стоит ли решения, которые принимаются на уровне Москвы, обсуждать повсеместно?
Александр Салутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Уральском федеральном округе:
В октябре было зафиксировано существенное уменьшение объема перевозок уральскими компаниями, занимающимися международными перевозками, – на 15-20% . Наши расчеты подтверждаются практикой — стоимость трат на оформление документов возрастает в разы, а сроки прохождения грузов увеличиваются. Ломаются годами наработанные алгоритмы организации перевозок. Новые правила грозят существенным сокращением предприятий, которые занимаются международными перевозками, а это потеря рабочих мест и передел целого сектора экономики, который никогда не проходит бесследно для регионов. Сейчас мы занимаемся сбором такого рода информации, которую готовы аккумулировать и проанализировать. И уже не голословно, а с фактами в руках выступать в защиту предпринимателей, оказавшихся в очень сложной ситуации. Но ломать сложившуюся схему — это не строить новую. Не лучше ли модернизировать уже работающую модель? Отрадно одно — мы нашли поддержку у руководителей Свердловской области, областная власть готова поддержать транспортников, проект письма в Правительство уже есть. Поддержало нас и мировое сообщество. Президент международного союза автомобильного транспорта подписал обращение на имя генерального секретаря ООН с просьбой обратиться к президенту России Путину. Похоже, только такие методы могут скорректировать ситуацию.
Рамиль Шамсутдинов, заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций Министерства международных и внешнеэкономических связей:
Экономика Свердловской области отличается своей экспортной направленностью, две трети произведенного на территории региона оправляется за границу. Но три тысячи километров, отделяющих наш край от ближайшего порта, предполагают только сухопутные перевозки, среди них автомобильные занимают 80% от всех импортных грузоперевозок. А потому неразбериха, которая творится вокруг новых таможенных правил, заметно сказывается на настроении и самом существовании тех предприятий, которые занимаются международными перевозками. Нельзя также исключать, что действия таможни — это своего рода тактика в переговорном процессе с европейскими партнерами. В любом случае, уверен, чтобы голос общественности был слышен, лучший путь решения проблемы — цивилизованный, принятый во всем мире, а именно - обращение в судебные инстанции.
Юрий Дворный, директор таможенного оператора «ЕЛТБ»:
Сложная, правильно сказать - неопределенная ситуация заставила всех игроков рынка уже сейчас искать свои пути решения проблемы. Бизнес есть бизнес, ничего не стоит на месте, поэтому мы, как таможенный оператор, можем предложить рынку механизм гарантирования - поручительство страховой компании «Арсенал». Несмотря на неоднозначную реакцию рынка на изменения в системе гарантирования, механизм с использованием поручительства понятен и прост.
Павел Воротков, исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:
Регулярный анализ реального состояния международных автомобильных перевозок грузов, от которых в значительной мере зависят промышленные, торговые и другие предприятия региона, показал, что фактические затраты перевозчиков за период с сентября текущего года по рейсам из стран ЕС, после пересечения границ РФ, выросли на 20–30% от первоначальной стоимости перевозки. Кроме того, значительно увеличились временные затраты на доставку экспортно-импортных грузов. Таким образом, в себестоимости отечественной продукции будет увеличиваться транспортная составляющая, что ведет к снижению конкурентоспособности наших предприятий. Это особенно недопустимо в сегодняшней кризисной ситуации. Категорически недопустимо также возникновение ситуации, когда под угрозой срыва окажутся инвестиционные проекты, где существенная часть — это поставки оборудования из Европы. Это должно быть обеспечено любыми средствами.
С другой стороны, возможное применение ответных мер со стороны наших европейских партнеров по МДП приведет к тому, что российские компании будут просто вытеснены с собственного рынка — российского рынка международных перевозок. Целую отрасль можно просто потерять. А это несырьевой экспорт, на что нас ориентирует федеральная власть.
Кроме налогов, это еще и те самые высокопроизводительные рабочие места, о создании которых много говорится и на федеральном, и на региональном уровне: водитель-международник — высококвалифицированный и хорошо оплачиваемый специалист, на подготовку которого, кроме прочего, нужно затратить довольно много средств и времени.
Развитие предпринимательства сильно зависит от атмосферы в обществе, а самым благотворным для делового климата являются стабильность и предсказуемость действий властей. Пока что ничего такого мы не видим. И уже ничего удивительного нет в том, что бизнес уходит и развивается в тех сопредельных странах, где лучше условия для его развития.
Таможенное оформление, таможенный брокер, таможенный представитель, международная логистика
Центральный офис:
Екатеринбург, ул. Кузнецова, 2Б, офис 901
Телефон/факс:
E-mail:
Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности