02.09.2013
Отказавшись применять книжки TIR, российская таможня нарушила Таможенную конвенцию, подтвердил профильный комитет ООН, стране грозят иски. Исполнительный комитет Таможенной конвенции ООН призвал российскую таможню пересмотреть свое решение об отказе от книжек международных перевозок (TIR). Официальное заявление комитета размещено на сайте Европейской экономической комиссии ООН.
В начале июля ФТС объявила, что перестает принимать книжки TIR в качестве обеспечения таможенных платежей (перевозчик при пересечении границы должен лишь предоставить отрывной талон). Их использование предусмотрено Таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 стран, включая Россию. По данным Международного союза автотранспорта (IRU), российские компании наиболее активно применяют книжки TIR: до 700 000 торговых операций в год.
Вместо книжки TIR (или вместе с ней) таможня хочет от поставщиков национальную гарантию (например, банковскую или поручительство). Новые правила должны были заработать с 14 августа, но после обращений бизнеса ФТС согласилась отложить изменение процедуры на месяц. Нужна отсрочка хотя бы до конца года, чтобы заинтересованные стороны успели проанализировать последствия и найти компромисс, рекомендует исполнительный комитет, но лучше вообще отказаться от этой меры.
Если ФТС перестанет принимать книжки TIR без национальных гарантий, ведомство нарушит положения пяти статей Таможенной конвенции, указывает комитет ООН. ФТС с этим не согласна, ее сотрудники не раз заявляли, что их действия не противоречат конвенции. Позиция российской стороны не была учтена при составлении заявления исполнительного комитета, официально ФТС этот документ не получала, говорит представитель службы.
Исполнительный комитет не исключает, что страны — члены конвенции могут предъявить иски к России из-за неправомерного решения ФТС или ввести ответные меры против российских поставщиков. Еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета уже предупреждал руководителя ФТС Андрея Бельянинова, что таможня нарушает конвенцию, и ее действия нанесут серьезный урон торговле ЕС с Россией.
В середине августа первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам изучить все аспекты введения дополнительных гарантий для поставок по книжкам TIR (копия поручения есть у «Ведомостей»). «Сейчас мяч на стороне ФТС», — говорит чиновник правительства: таможня определит, как в дальнейшем применять книжки и что делать с задолженностью Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), которая отвечает за использование книжек TIR в России. Именно долг АСМАП заставил ФТС отказаться от книжек, объяснял Бельянинов.
Вчера ФТС заявила, что с 1 декабря намерена разорвать соглашение с АСМАП о применении процедуры TIR, «столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью» ассоциации. Получить комментарии представителя АСМАП вечером не удалось. Расторжение соглашения с АСМАП необходимо, чтобы формально зафиксировать отказ от процедуры TIR, говорит советник DLA Piper Марина Лякишева: поскольку АСМАП — единственная авторизованная гарантирующая организация по книжкам TIR, расторгая соглашение с ней, ФТС фактически делает невозможным применение Таможенной конвенции в России.
Административный комитет конвенции может исключить Россию из числа участников конвенции за нарушение ее положений, замечает Лякишева, в том числе за то, что ФТС не уведомила об изменении правил. Могут быть введены и ответные меры, считает она, например, российским экспортерам также запретят применять книжки TIR.
Источник: «Ведомости».
Таможенное оформление, таможенный брокер, таможенный представитель, международная логистика
Центральный офис:
Екатеринбург, ул. Кузнецова, 2Б, офис 901
Телефон/факс:
E-mail:
Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности